Вопрос о сооружении железной дороги от Саратова до Тамбова ставился в 1866 г. на первом Саратовском губернском земском собрании.
Министр Путей Сообщения П. П. Мельников с высочайшего разрешения внес этот вопрос на рассмотрение Комитета железных дорог, который утвердил направление железной дороги от Тамбова к Саратову через Кирсанов и Аткарск.
В феврале 1867 года было образовано Общество Рязано-Козловской дороги. Спустя год началось сооружение трассы, которое завершилось 17 июля 1871 года, когда был открыт для движения последний участок дороги Тамбов – Саратов.
В 1892 году Общество Рязанско-Козловской железной дороги преобразуется в Общество Рязано-Уральской дороги, и выступает с инициативой сооружения новых железных дорог, в том числе и на территории Саратовской губернии.
В 1893 году, решением правления акционерного общества Рязано-Уральской железной дороги под председательством Ивана Евграфовича Ададурова, Управление дороги переведено из Козлова в Саратов, как наиболее перспективный и крупный город.
Рост протяжённости железной дороги вызвал острую потребность в обслуживающем персонале, что и подвигло Правление Общества РУЖД в 1895 году обратиться в Учебный отдел Министерства путей сообщения с просьбой: ''… о постройке в районе Рязано – Уральской железной дороги Технического училища. В докладной записке подчеркивалось: «отсутствие в районе дороги Технического училища мешает возможности большинства служащих, численность коих уже теперь превышает 12 тысяч человек, воспитывать своих детей в Техническом училище, а дорогу – получать подготовленных, по своему желанию, служащих и притом в большем числе, чем это достигается при практикуемом способе посылки детей служащих в технические училища других дорог».

На принятие решения потребовалось около 5 лет. Приказом от 8 мая 1900 года по Министерству Путей сообщения было объявлено об открытии в городе Саратове технического железнодорожного училища.